Праздники продажам не помеха.

18 июня 2013.

Несмотря на обилие праздников, дилерские центры и автосалоны Казахстана, согласно нашим прогнозам, выполнили план продаж: итог 5 месяцев 2013 года – 54,3 тыс. единиц новых автомобилей, включая 13,3 тыс. единиц в мае. Рост продаж к аналогичному периоду прошлого года составил 72%. Кроме того, Казахстан упорно продвигает свой экспорт в Россию – в мае стало известно о первой партии легковых автомобилей казахстанского производства, прошедших процедуру омологации в российском сертификационном органе. В тоже время, сама Россия испытывает нелегкие времена уныния на почве снижения спроса на новые автомобили, падение продаж составило 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Йорг Шрайбер, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ, комментирует ситуацию так: «Дальнейшее развитие ситуации будет зависеть в том числе и от того, какие шаги правительство готово предпринять для стимулирования экономического роста в целом и личного потребления, в частности». Хотя уровень потребления по новым авто в РФ по-прежнему выше, чем в Казахстане: в России ежемесячно продается 158 авто на 100 тыс. человек, у нас такой показатель едва достиг 83 авто (в Германии эта цифра составляет 428 новых автомобилей в месяц). Таким образом, потенциал роста казахстанского рынка остается достаточно высоким.

Андрей Лаврентьев, президент Ассоциации казахстанского АвтоБизнеса

Рынок новых автомобилей Казахстана

ИМПОРТ И ПРОИЗВОДСТВО

Доли продаж новых автомобилей в РК по странам-производителям, 2013 г.

Итоги продаж новых автомобилей официальными дилерами Казахстана в мае 2013 года – 13290 единиц (против 8369 единиц в АППГ 2012 г., рост составил 59%), а всего с начала года эта цифра составила 54342 единицы (в прошлом году аналогичного периода – 31535 ед., рост 72% ). По сравнению с предыдущим месяцем этого года существенных изменений не произошло.

Доля импорта среди проданных автомобилей в мае 2013 года составила 80%, а доля автомобилей отечественной сборки – 20% (10 661 единиц и 2629 единиц, соответственно).

На первой строке среди стран-импортеров – Россия с долей в мае 53,3% (- 0,5% по отношению к апрелю), японские производители (10%)  уверенно закрепили позиции выше  продукции UZ-Daewoo (7,4%). Великобритания (3,7%) увеличила свою долю присутствия в 4 раза по сравнению с маем прошлого года,  а продукцией Южной Кореи (2,2%) остается практически на прежнем уровне. В целом в мае существенно увеличилась доля продаж новых автомобилей, импортированных из Японии.

Национальные производители РК – на втором месте по количественной доле присутствия на внутреннем рынке. Здесь у нас хорошие новости: в мае стало известно о первой партии легковых автомобилей, отправленных на экспорт в Россию.

Источники: собственные данные АКАБ, данные автопроизводителей и компаний импортеров.

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ МАЯ 2013 ПО ПРИСУТСТВИЮ БРЕНДОВ НА РЫНКЕ РК

В первой строке общей таблицы брендов – Lada с результатами продаж в 4319 единиц и 32,5% долей от всех продаж новых автомобилей в РК (против 2764 ед. и 33% в АППГ). Количественный рост по сравнению с АППГ составил 56%, а доля от всего рынка снизилась на 0,5%.

На второе место вырвался бренд Toyota. В прошлом месяце, напомним, эта марка находилась на 6 строчке в общей таблице и так высоко поднималась в последний раз в 2012 году, удерживая 2-ю позицию с августа по октябрь, а итоги продаж в этом мае – 1153 ед. и 8,7% доли рынка (против 708 ед. и 8,46% в АППГ, рост количества продаж составил 63%). С пятого места (в прошлом месяце) на 3-е поднялся бренд KIA (1108 ед. против 505 в АППГ, рост 119%, доля рынка в мае 2013 – 8,3%). Рост доли присутствия этого бренда в мае по сравнению с АППГ составил 2,3%. Бренд Hyundai (на 4-ом месте) поднял свои продажи на 20% по сравнению с маем 2012 года (1015 ед. против 849 в АППГ). Продажи бренда UZ-Daewoo выросли на 53% (957 ед. против 625 в АППГ), у этой марки сейчас 5 строчка общей таблицы брендов и падение ее позиций наблюдается уже 3-й месяц подряд, строкой ниже (6-ое место) стоит бренд Chevrolet, с продажами в 920 единиц (против 386 ед. в АППГ, рост составил 138%). Напомним, Chevrolet месяц назад занимал 3-ю строку таблицы.

Бренд GAZ закончил май этого года с результатом 594 ед. против 457 в АППГ 2012 года, второй месяц он на 7 месте и лидирует в сегменте коммерческой техники, рост продаж составил 30%.

На 8 строке здесь расположился бренд Renault (533 ед. и рост количества продаж - 363% к АППГ), преодолев 6 ступеней таблицы вверх, с прошлого года, эта марка претендует на звание самой быстрорастущей на авторынке РК. Вполне вероятно, что через год мы увидим Renault в первой пятерке.

Далее: бренд UAZ (346 ед. против 342 ед. в АППГ), его доля сейчас составляет 2,6% в общей таблице брендов.

Продажи бренда ZAZ выросли на 15% по сравнению с АППГ и составили в мае этого года 329 единиц (против 285 ед. в мае 2012). Продолжает наращивать свою долю бренд SsangYong – 314 единиц против 170 в АППГ, рост 85%. Также хорошо в мае выросли продажи марки Lexus – на 96% по сравнению с АППГ и на 70% по сравнению с апрелем этого года, и стоит отметить преодоление «сотенной» отметки брендом Subaru (107 ед. против 50 в АППГ, рост составил 114%).

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ МАЯ 2013 ПО ПРОДАЖАМ АВТОМОБИЛЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СБОРКИ

В мае 2013 автомобили отечественной сборки показали рост продаж на 62% (2629 ед. против 1620 в АППГ 2012), а с начала 2013 года в РК было собрано и продано на 93% больше чем в АППГ 2012 г. (17322 ед. против 8988 ед.).

Продажи легковых автомобилей казахстанской сборки составили 10% от всех продаж новых автомобилей и более 51% от всех продаж авто произведенных в РК. По сегментации автомобилей в самом востребованном классе C тройка лидеров неизменна: Chevrolet Cruze, ZAZ Chance, KIA Cerato new, продажи которых составили 28% всех майских продаж легковых авто отечественной сборки.

В бюджетном диапазоне цен (10-15 тыс. долларов США) модель ZAZ Chance удерживает верхнюю строку (238 ед., его доля рынка легковых от всех продаж авто отечественной сборки составила 17,8%). Всего, с начала года, эту модель выбрали 840 казахстанцев, рост по отношению к аналогичному периоду прошло года – 85,5% (453 ед. в АППГ 2012 г.).  В следующем ценовом диапазоне от 15 до 20 тыс. USD в мае на первой позиции – Chevrolet Aveo New (115 ед.). Новая модель казахстанской сборки от Skoda – бюджетный лифтбэк Rapid в этом же диапазоне цен: продано 32 единицы.

В диапазоне 20-25 тыс. USD продажи бренда Chevrolet остаются на первой строчке: модель Cruze показала 20,4% доли продаж, а KIA Cerato New – 15,1%. Продолжается рост продаж новой модели в этом же диапазоне KIA Ceed – 5,7% (77 ед.).

В диапазоне от 25 до 40 тыс. USD среди отечественных автомобилей на первой строке Skoda Octavia, сейчас доля ее продаж составляет 5,3% (против 10,6% в АППГ). В этом диапазоне цен продажи падают.

Диапазон от 40 до 50 тыс. USD представляет единственная модель казахстанской сборки – это  KIA Cadenza (в Астане продано 23 единицы и 1 единица приобретена алмаатинцем).

В премиум классе отечественного производства всего 2 модели: на первой строке SsangYong Chairman – 4 единицы этой модели было продано в этом мае, и 20 единиц с начала года. Стоимость этого седана люкс – от 60 тыс.  USD. В этом же классе на втором месте – KIA Quoris, стоимость которого лежит в диапазоне от 80 тыс. USD. Двое казахстанцев (из Караганды и Усть-Каменогорска) выбрали этот автомобиль.

Подводя итоги продаж в мае 2013 года легковых автомобилей отечественной сборки, заметим, что, выбор автомобилей здесь увеличивается и радует своим широким ценовым диапазоном.

Майские продажи внедорожников казахстанской сборки составили 9% от всех продаж новых авто в РК и 45% от всех автомобилей отечественной сборки.

Бюджетный внедорожник Lada 4x4 «закрыл» всего 34% (53% в АППГ) рынка отечественных внедорожников, падение доли присутствия на 19% по сравнению с АППГ (403 ед. против 388 в АППГ).

В следующем диапазоне цен, от 25 до 40 тыс. USD, больше всех прибавил к своей доле отечественный внедорожник SsangYong New Actyon (12% против 4% в АППГ), количество продаж по сравнению с прошлым годом увеличилось в 5 раз (147 ед. против 28 в АППГ). В мае этого года модель занимала 2 место (7 место годом ранее) по продажам среди всех компактных SUV Казахстана после Renault Duster российской сборки.

Рост продаж в диапазоне цен от 25 до 40 тыс. USD продолжается: в этом мае доля продаж этого ценового сегмента выросла на 20% по сравнению с прошлым годом.

Завершая обзор майских продаж автомобилей отечественной сборки, отметим, что в данный момент казахстанская автомобильная отрасль представлена на отечественном рынке 9-ю брендами и 37-ю моделями автомобилей различного назначения (начиная от бюджетных малолитражек заканчивая многотонными грузовиками). Диапазон цен: от 10 тыс. до 80 тыс. USD. Выбор широк и линейка пополняется непрерывно. Не смотря на первоначальный скепсис некоторых специалистов, дан старт экспортных поставок в соседние страны – это уже начало международной экспансии Казахстана на рынке высокотехнологичной продукции машиностроения.

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ПО СЕГМЕНТАМ РЫНКА

В мае этого года продажи легковых автомобилей (PC) составили 62,35% от всех новых автомобилей (8286 ед. против 5355 ед. в АППГ, рост на 55%). Всего с начала года было продано в этом сегменте 34783 единицы (против 19670 ед. в АППГ, рост – 77%).

Первая строка по количеству продаж принадлежит классу B с ростом на 71% по отношению к маю 2012. Российская Lada в этом классе занимает 28% всех продаж легких автомобилей (PC, SUV, MPV, PU до 3,5 тонн). Далее, в этом классе на верхней позиции модель Hyundai Accent с долей рынка 6% (727 ед. против 489 в АППГ). Также можно отметить существенный рост продаж Renault Sandero: с начало года было продано 430 единиц этой модели (против 112 в АППГ, рост составил 284%).  На втором месте таблицы классов – класс C (2069 ед. против 1718 в АППГ 2012). Существенный рост остается в классе А: здесь с начала года продано в 3 раза больше автомобилей, чем за тот же период прошлого года (1727 ед. против 454 в АППГ). На 72% успех этого класса определяют продажи малолитражки Daewoo Matiz (330 ед. против 107 в мае 2012 г.). В классе E (371 ед. в мае против 250 в АППГ) царствует Toyota Camry. Таксисты Алматы мечтают о пополнении своих автопарков именно этой комфортной моделью питерской сборки.

В сегменте внедорожников в мае этого года более всего выросли продажи компактных SUV (в 2,5 раза по сравнению с АППГ), и, на втором месте, казахстанцы предпочитают Среднеразмерные SUV: здесь на первой строке Nissan QASHQAI, с начала года продано 953 единицы, что в 3 раза больше, чем в прошлом году за тот же период.

Продажи коммерческой техники (не включены продажи КамАЗ и китайских брендов) пока менее успешны, чем продажи легких автомобилей (937 ед. против 802 в АППГ), а по результатам с начала 2013 года рост составил 27%.  Тем не менее, самые успешные продажи в сегменте коммерческой техники (60% от всех продаж сегмента) – в классе малотоннажных грузовиков (549 ед. против 480 ед. в АППГ, рост 14%). И в основном это грузовые автомобили российской группы GAZ.

ИТОГИ ПО ЦЕНОВЫМ СЕГМЕНТАМ АВТОРЫНКА РК

В денежном эквиваленте в мае 2013 года рынок продаж новых автомобилей вырос по сравнению с АППГ на 57,5% и составил сумму 310,5 млн. USD (по нашим оценкам), в мае 2012 года эта цифра равнялась 197 млн. USD.

На долю национальных производителей пришлось 60 млн. USD, это на 84%  больше чем в мае 2012 года (в прошлом году в аналогичный период объем продаж в денежном эквиваленте составил 33 млн. USD).

На долю импортеров в этом мае пришлось в денежном выражении 250 млн. USD (против 164 млн. в мае 2012 года).

Наибольшее количество автомобилей в мае этого года продавались по цене от 10 до 15 тыс. USD (31%   против 27% в АППГ). По цене менее 10 тыс. USD было продано 14% автомобилей (против 19% в АППГ). Больше, в долевом отношении, чем в прошлом году было продано автомобилей по 15-20 тыс. USD (18% против 16% в АППГ). Не изменилась доля автомобилей по 20-25 тыс. USD – 10% как и в АППГ. Выросли продажи в ценовом сегменте от 25-40 тыс. USD (17% против 16% в АППГ) и упала доля продаж в в диапазоне от 40-80 тыс. USD (7% против 8% в АППГ).

Более 100 тыс. USD за легковой автомобиль в мае этого года выложили 15 казахстанцев, а год назад их было 19 человек (12 алматинцев, 3 астанчанина и 1 гражданин из Костаная). Аналогичную сумму в этом мае позволили себе потратить на приобретение импортных внедорожников 328 человек, половина из которых – алмаатинцы, 70 человек из Астаны, 19 карагандинцев, 13 шымкентцев по 12 человек из Усть-Каменогорска и Павлодара. Состоятельные граждане и организации, вопреки расхожему мнению, живут не только в столичных городах. Всего, с начала года, автомобили по цене более 100 тыс. USD приобрели 1200 граждан и юридических лиц, что в 3 раза больше, чем в прошлом году за аналогичный период.

В заключение обзора цен, назовем средние цены предложения на легковые автомобили и внедорожники в Казахстане: Lada – 10,7 тыс. USD, Toyota – 52,3 тыс. USD, KIA – 23,5 тыс. USD, Hyundai – 22,6 тыс. USD, Chevrolet – 20,8 тыс. USD, Lexus – 127 тыс. USD, Nissan – 34,6 тыс. USD, Mitsubishi – 41,6 тыс. USD, SsangYong – 28,6 тыс. USD, Daewoo – 9,3 тыс. USD.

Рынок легковых автомобилей

ИТОГИ ПРОДАЖ ЛЕГКИХ АВТОМОБИЛЕЙ (PC, SUV, MPV, PU) В РК, МАЙ 2013

В мае 2013 года в сегменте легких автомобилей (мы традиционно включили в эту таблицу PC, SUV, MPV, PU массой до 3,5 тонн) рост продаж происходил в основном за счет бюджетных автомобилей класса B.

Наиболее интересные, с нашей точки зрения, изменения в таблице: на 1 строке таблицы - бренд Lada с продажами 4319 ед. против 2764 в АППГ (среднемесячные продажи поднялись на 30%, доля рынка по результатам 5 месяцев поднялась на 0,33%).

На 2 месте - бренд Toyota (1153 ед. против 708 в АППГ), прибавка по среднемесячным продажам составила 8,5%, но доля рынка по результатам 5 месяцев уменьшилась по сравнению с 2012 на  почти 2%.

На 3 месте - бренд KIA (1108 ед. против 505 в мае 2012 г.), рост среднемесячного показателя продаж – на 91%, прибавка доли рынка по сравнению с АППГ – 2,3%.

На 4 месте - бренд Hyundai (1004 ед. против 844 в АППГ 2012 г.) рост составил 36,3%.

На 5 месте таблицы - бренд Daewoo (957 ед. против 625 в АППГ 2012) с ростом продаж на 53%, уменьшение доли рынка на 0,6% .

На 6 месте таблицы - Chevrolet (920 ед. против 386 в АППГ). Рост доли рынка 2,33%, количественный рост среднемесячного показателя 70,6%, позиция в таблице – та же что и год назад.

На 7 месте таблицы (месяц назад – 9 место) – бренд Renault, рост его продаж составил 363% (533 ед. против 115 ед. в АППГ).

На 8 место с 7-го в АППГ опустился Nissan с ростом продаж 45% (482 ед. против 333 в АППГ 2012 г). 

9 место (11 место месяц назад) среди легких автомобилей сегодня занял ZAZ казахстанской сборки, с ростом продаж в 15% (329 ед. против 285 в АППГ 2012).

10 место - за казахстанскими автомобилями марки SsangYong, рост количественных показателей продаж – 85% (314 ед. против 170 в АППГ 2012 г.).

11 место, как и год назад, в таблице легких автомобилей занимает сегодня бренд Skoda с ростом продаж в 95% (250 ед. против 128 в АППГ), а Mitsubishi в майской таблице – на 12 месте, уступив 3 позиции конкурентам (234 ед. против 219 в АППГ).

Рынок коммерческой техники

ИТОГИ ПРОДАЖ КОММЕРЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ В РК, МАЙ 2013

По итогам мая 2013 года на рынке коммерческой техники РК по-прежнему лидируют российские бренды: GAZ  (594 ед. против 457 в АППГ) и UAZ (236 ед. против 246 в АППГ). На третьем месте Hyundai Truck & Bus (40 ед. против 38 в АППГ). Общий рост продаж в этом сегменте рынка по отношению к АППГ 12,5%.

В классе малотоннажных грузовиков первую строку занимает модель «Газель» 3302 (376 ед против 300 в АППГ, рост по количеству продаж составил 24%, доля продаж на рынке коммерческой техники – 40% ). В этом же классе UAZ 3909 на втором месте (125 ед., 13,3% доли рынка). В классе развозных автомобилей на первой строке находится «Газель» 2705 (78 ед. против 62 в АППГ, рост продаж составил  26%).

В целом коммерческая техника представлена в Казахстане основными 10 брендами (45 моделей, не считая техники КамАЗ и китайских автомобилей коммерческого назначения).

ТОП-25 в Казахстане и ТОП-10 в Алматы

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ МАЯ 2013 ПО ПОПУЛЯРНОСТИ МОДЕЛЕЙ НОВЫХ ПАССАЖИРСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ (PC) В РК И В АЛМАТЫ

Прогноз продаж авторынка

ПРОГНОЗ ПО СОСТОЯНИЮ РЫНКА НА 1 ПОЛУГОДИЕ 2013

Аналитическая группа АКАБ и эксперты авторынка РК продолжают публикацию краткосрочного прогнозирования авторынка РК.

В данном обзоре мы публикуем прогноз по результатам 1 полугодия 2013 года – наши ожидания продаж по сегментам рынка. Мы ожидаем продажи по сегменту пассажирских автомобилей в районе 43-44 тыс. единиц, внедорожников в районе 17 тыс. единиц, коммерческой техники – порядка 5 тыс. единиц, пикапов –  600 штук и порядка 400 единиц минивэнов. Всего результат 1 полугодия, вероятно, составит цифра 66 тыс. новых официально представленных автомобилей, а год закончится с итогом продаж не менее 155 тысяч единиц.

Примечание. Представленные в этом обзоре данные носят исключительно ознакомительный характер. Обзор не является предложением или советом по инвестициям. Содержащаяся в нем информация была получена из источников, которые, по мнению  Ассоциации казахстанского АвтоБизнеса, являются надежными, однако АКАБ не гарантирует точности и полноты информации для любых целей. Все мнения и оценки, содержащиеся в материале, отражают мнение авторов на день публикации. Ассоциация казахстанского АвтоБизнеса не несет ответственность за какие-либо убытки или ущерб, возникшие в результате использования любой третьей стороной информации, содержащейся в отчете, включая опубликованные мнения или заключения, а также за последствия, вызванные неполнотой представленной информации. Информация получена из открытых источников либо представлена упомянутыми в отчете компаниями. Копирование, распространение, а также публикация этого документа или его части в любых целях запрещены без письменного разрешения Ассоциации казахстанского АвтоБизнеса.

Источник: forbes.kz

\